О ПРОЕКТЕ МИССИЯ ПРОЕКТА АКРЕДИТОВАННЫЕ ЭКСПЕРТЫ МЕТОДИКА ЭКСПЕРТИЗЫ НА КОРРУПЦИОННОСТЬ ЭКСПЕРТНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СТАТЬИ И АНАЛИТИКА
 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ
 

МИССИЯ ПРОЕКТА

Законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» установлено, что аккредитованные министерством независимые эксперты вправе проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

Другими словами, воплощение в жизнь и учет предложений независимых экспертов целиком и полностью зависит от усмотрения руководителей органа-разработчика соответствующего проекта нормативного акта. На практике это означает, что вне зависимости от содержания экспертного заключения разработчики нормативного акта могут просто игнорировать предложения по устранению антикоррупционных актов, либо выдвигать любые, пусть и надуманные аргументы, обосновывающие нецелесообразность учета предложений независимых экспертов. Система ответственности руководителей органов - разработчиков нормативных актов за игнорирование предложений антикоррупционной экспертизы не введена, никаких реальных мер понуждения разработчиков к реальному взаимодействию с экспертным сообществом не установлено.

Инициаторы проекта «Информационный портал независимой антикоррупционной экспертизы» исходят из того, что отсутствие в законодательстве практических мер понуждения государственных органов к учету мнения экспертиз на выявление коррупционных факторов обусловлено новизной института независимой антикоррупционной экспертизы, отсутствием практики независимой экспертной деятельности, а также не сформированной на настоящий момент системой подготовки и подтверждения квалификации аккредитованных независимых экспертов. Однако указанные обстоятельства, обусловленные новизной для нашего нормотворческого процесса такого механизма, как независимая экспертиза на коррупциогенность, не должны автоматически означать, что новый механизм по профилактике коррупции не может развиваться и иметь реальное влияние на процесс принятия новых нормативных актов с целью снижения их коррупциогенности.

По мнению инициаторов проекта, основным приемом, способствующим привлечению внимания разработчиков нормативных актов к заключениям экспертов и учету экспертных заключений при разработке нормативных актов и при проведении мониторинге правоприменения, является гласность и открытость деятельности независимых антикоррупционных экспертов.

Таким образом, инициаторы проекта видят основную его миссию в создании условий для повышения влияния институтов гражданского общества, в частности независимых антикоррупционных экспертов, на снижение уровня коррупциогенности нормативных актов. Основным условием данного процесса является создание условий для информирования общественности о реальных мерах, принимаемых в стране по ликвидации коррупционных факторов нормативного регулирования, как одной из важнейших причин, препятствующих цивилизованному и динамичному развитию страны.