О ПРОЕКТЕ МИССИЯ ПРОЕКТА АКРЕДИТОВАННЫЕ ЭКСПЕРТЫ МЕТОДИКА ЭКСПЕРТИЗЫ НА КОРРУПЦИОННОСТЬ ЭКСПЕРТНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СТАТЬИ И АНАЛИТИКА
 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ
 

ПАРТНЕРСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ЭКСПЕРТОВ, УПОЛНОМОЧЕННЫХ НА ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ НА КОРРУПЦИОГЕННОСТЬ.

Данный раздел содержит проекты документов, предназначенных для придания сообществу независимых экспертов, аккредитованных Министерством юстиции РФ для проведения экспертизы на коррупциогенность, статуса структурированной в некоммерческое партнерство общественной инициативы.

Для чего нужна какая-либо формализация деятельности независимых экспертов?

Причины для такого рода структуризации обусловлены с одной стороны уникальностью такого нового для российского правопорядка явления как независимая антикоррупционная экспертиза, так и, с другой стороны, обусловлены общими причинами и условиями появления большинства корпоративных объединений в любой профессиональной среде.

  1. Предпосылки, обусловленные новизной и отсутствием аналогов в общественной жизни института независимой экспертизы.  
    1. В регламентирующих документах имеется лишь главный критерий, необходимый для аккредитации лиц, имеющих намерения заниматься экспертной деятельностью: для физических лиц - наличие высшего профессионального образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет. Другими словами, в данной норме идет речь о закреплении самого общего условия, необходимого для аккредитации. Наличие образования и опыта работы, безусловно, необходимое, но не единственное условие для признания дипломированного специалиста в качестве высококвалифицированного эксперта в определенной отрасли. Для того чтобы экспертиза имела значение авторитетного, объективного и высококвалифицированного заключения необходимо обеспечить целый ряд требований к работе эксперта, которые, по мнению инициаторов проекта, должны быть предметом формулирования самого экспертного сообщества, выработки внутренних норм, правил и требований к подготовке экспертных заключений в рамках саморегулирования сообщества независимых экспертов. Должно быть обеспечено принятие обязательных критериев, которые помогут придать независимой антикоррупционной экспертизе профессиональный авторитет высококвалифицированной аналитической составляющей профилактики коррупционных факторов. Разработка, принятие и внедрение в жизнь таких внутренних норм, правил и механизмов экспертной работы могут быть реальными только в том случае, если экспертное сообщество имеет определенный уровень корпоративной самоорганизации.
    2. Независимость от государственного аппарата является определяющим критерием возникновения самого понятия «независимая антикоррупционная экспертиза». Таким образом, весьма широкие условия, необходимые для аккредитации экспертов, предопределяют, что правила проведения экспертизы, условия подготовки заключений, обязательные требования к экспертно-аналитической работе, профессиональные и этические стандарты работы экспертов и пр. подлежат разработке и утверждению самим корпоративным сообществом. В противном случае, обеспечение должного уровня квалификации экспертов и высокого качества проведения антикоррупционных экспертиз представляется весьма труднореализуемой задачей.
    3. Практическое воплощение идеи независимой антикоррупционной экспертизы, ее влияние на нормотворческий процесс будет значительно более высоким, если эксперт, уполномоченный на проведение экспертизы на коррупциогенность, будет являться членом профессионального экспертного сообщества, действуя в рамках разработанных партнерством стандартов и правил экспертной деятельности. Любое экспертное заключение, помимо профессионального мнения эксперта о наличии коррупционных факторов в проекте нормативного акта, должно воплощать в себе квинтэссенцию теоретических и практических навыков всего экспертного сообщества, отражать имеющиеся на данный момент тенденции и наработки, имеющиеся в активе как можно большего количества экспертов. Базой для обмена информацией, распространения опыта и выработки общих подходов и методов к антикоррупционной экспертизе может быть экспертное сообщество. Участие в профессиональном партнерстве безусловно будет повышать доверие к деятельности независимых экспертов, как со стороны властных структур, так и со стороны средств массовой информации и общественности.
  2. Предпосылки общего характера

    Структурированная в виде профессионального партнерства независимых антикоррупционных экспертов инициатива будет способствовать:

    • представлению интересов членов партнерства во взаимоотношениях с органами государственной власти и средствами массовой коммуникаций;
    • учету результатов независимой антикоррупционной экспертизы при разработке и принятию нормативных актов, как на федеральном, так и на региональном уровне, в том числе путем привлечения внимания общественности и средств массовой информации;
    • распространению информации о членах партнерства, об услугах и работах независимых экспертах по различным направлениям их профессиональной деятельности;
    • распространению наиболее успешного опыта проведения независимой антикоррупционной экспертизы, проведенной членами партнерства;
    • содействию разработки нормативных правовых актов, направленных на повышения эффективности независимой антикоррупционной экспертизы и укрепление качества экспертной работы;
    • противостоять некачественной и непрофессиональной экспертной деятельности, способной причинить вред репутации статуса независимых антикоррупционных экспертов;
    • содействовать развитию квалификации независимых экспертов путем участия в специализированных учебных программах повышения квалификации в сфере антикоррупционной экспертизы, принимать участие в разработке специализированных учебных программ и планов;
    • привлечению интеллектуальных, финансовых и организационных ресурсов, необходимых для развития института независимой антикоррупционной экспертизы;
    • организации информационной, консультационной и методической помощи членам Партнерства;
    • распространению информации о деятельности независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы на коррупциогенность;
    • обобщению опыта работы независимых экспертов, а также анализу и внедрению в российскую практику международного опыта в профилактике коррупции;
    • организации рабочих и координационных групп независимых экспертов для проведения антикоррупционных экспертиз силами экспертных коллективов, организация иных форм взаимодействия и коммуникации в среде членов Партнерства;
    • развитию международного сотрудничества с иностранными организациями в сфере профилактики коррупции;
    • организации статистической и аналитической обработки сведений о проведенных экспертизах, о взаимодействии экспертов с органами – разработчиками нормативных актов, о практике учета результатов экспертной работы при разработке и применении правовых норм;
    • содействовать правовому просвещению населения в сфере профилактики коррупции, защите прав и свобод человека и гражданина, в том числе в области формирования условий для предотвращения влияния коррупционных факторов на развитие общества.

Проект Устава некоммерческого партнерства независимых антикоррупционных экспертов

Проект Положения о членстве в некоммерческом партнерстве независимых антикоррупционных экспертов

Проект Положения о совете некоммерческого партнерства независимых антикоррупционных экспертов

Проект Положения об этике некоммерческого партнерства независимых антикоррупционных экспертов

Проект Положения о комитетах и комиссиях некоммерческого партнерства независимых антикоррупционных экспертов