Практические результаты экспертиз
Как уже отмечалось в материалах данного сайта, действующее нормативное регулирование не предусматривает каких-либо мер организационных или иных мер, понуждающих к учету мнения независимого антикоррупционного эксперта в отношении выявленных коррупционных факторов. В Законе «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных актов» указано что, «Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов».
Очевидно, что на данной стадии развития института независимой антикоррупционной экспертизы данное положение является оправданным. В условиях отсутствия механизмов, гарантирующих качество, объективность и сбалансированность антикоррупционной работы независимых экспертов, рекомендательный характер экспертного заключения независимого эксперта, уполномоченного на проведения экспертизы на коррупциогенность, является обоснованным.
Однако это не должно сдерживать и ограничивать практическую направленность независимой антикоррупционной экспертизы, ее нацеленность на результат, то есть на устранение выявленных коррупционных факторов в нормативных актах или в проектах нормативных актов. На данной стадии развития независимой антикоррупционной экспертизы инициаторы проекта видят залог ее практической реализации в широком освещении результатов работы экспертов, в привлечении внимания общественности к выявленным экспертами коррупционным факторам в проектах и в результате мониторинга правоприменения, а также к тому, как уполномоченные государственные структуры реагируют на предложения по устранению коррупциогенных факторов. Действия чиновников по учету предложений экспертов должны быть доведены до сведения общественности. Практический учет антикоррупционной экспертизы в данном случае будет обусловлен публичным характером взаимоотношения чиновников и антикоррупционных экспертов.
Данный раздел содержит сведения о проведенных экспертизах, о мерах по информированию уполномоченных органов о выявленных коррупционных факторах, о переписке по поводу экспертизы, о привлечении СМИ к освещению проблемы коррупционных факторов, ставших предметом экспертного заключения и о тех мерах, которые реально принимаются чиновниками по предложениям независимых антикоррупционных экспертов.
Данные об экспертных заключениях, направленных разработчикам нормативных актов
Публикация ответов разработчиков на полученные экспертные заключения