О ПРОЕКТЕ МИССИЯ ПРОЕКТА АКРЕДИТОВАННЫЕ ЭКСПЕРТЫ МЕТОДИКА ЭКСПЕРТИЗЫ НА КОРРУПЦИОННОСТЬ ЭКСПЕРТНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СТАТЬИ И АНАЛИТИКА
 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ
 

Законодательная инициатива на уровне субъектов рф.

(выдержки из текстов нормативных актов носят ознакомительных характер, для получения точных сведений необходимо обращаться к официальным источникам)

Конституция Республики Адыгея

Статья 71

1. Право законодательной инициативы в Государственном Совете - Хасэ Республики Адыгея принадлежит депутатам Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, Президенту Республики Адыгея, представительным органам местного самоуправления, Кабинету Министров Республики Адыгея, а также Конституционному Суду Республики Адыгея, Центральной избирательной комиссии Республики Адыгея - по вопросам их ведения.

Конституция Республики Алтай

Статья 87

Право законодательной инициативы принадлежит Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай, депутатам Республики Алтай, комитетам Государственного Собрания - Эл Курултай, Правительству Республики Алтай, представительным органам местного самоуправления, а также избирательной комиссии Республики Алтай, Верховному Суду Республики Алтай, Арбитражному суду Республики Алтай, прокурору Республики Алтай и профессиональному союзу Республики Алтай по вопросам их ведения.

Конституция Республики Башкортостан

Статья 76

Право законодательной инициативы принадлежит депутатам Государственного Собрания Республики Башкортостан, постоянным комитетам Государственного Собрания Республики Башкортостан, Президенту Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, Конституционному Суду Республики Башкортостан, Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан, Федерации профсоюзов Республики Башкортостан, Прокурору Республики Башкортостан, представительным органам местного самоуправления.

Конституция Республики Бурятия

Статья 89

1. Право законодательной инициативы принадлежит депутатам Народного Хурала Республики Бурятия, Президенту Республики Бурятия, Правительству Республики Бурятия представительным органам местного самоуправления, а также Конституционному Суду Республики Бурятия, Верховному Суду Республики Бурятия, Арбитражному Суду Республики Бурятия, прокуратуре Республики Бурятия по вопросам их ведения.

Конституция Республики Дагестан

Статья 69

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики Дагестан, депутатам Народного Собрания Республики Дагестан, Правительству Республики Дагестан, представительным органам муниципальных образований. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Республики Дагестан, Избирательной комиссии Республики Дагестан и Уполномоченному по правам человека в Республике Дагестан по вопросам их ведения.

Конституция Республики Ингушетия

Статья 81

Право законодательной инициативы в Народном Собрании Республики Ингушетия принадлежит его депутатам, Президенту Республики Ингушетия, Правительству Республики Ингушетия, прокурору Республики Ингушетия, представительным органам местного самоуправления. Право законодательной инициативы принадлежит также Уполномоченному по правам человека в Республике Ингушетия, Конституционному Суду Республики Ингушетия, Верховному Суду Республики Ингушетия, Арбитражному Суду Республики Ингушетия по вопросам их ведения.

Конституция Кабардино-Балкарской Республики

Статья 106

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Кабардино-Балкарской Республики, депутатам Парламента Кабардино-Балкарской Республики, комитетам Парламента Кабардино-Балкарской Республики, Правительству Кабардино-Балкарской Республики, представительным органам местного самоуправления, Конституционному Суду Кабардино-Балкарской Республики, Верховному Суду Кабардино-Балкарской Республики, Арбитражному Суду Кабардино-Балкарской Республики, прокурору Кабардино-Балкарской Республики, Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики, Контрольно-счетной палате Кабардино-Балкарской Республики по вопросам ее ведения, общественным объединениям в лице их республиканских органов.

Степное Уложение (Конституция) Республики Калмыкия

Статья 35

Право законодательной инициативы в Народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия принадлежит Главе Республики Калмыкия, Председателю Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия, депутатам Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия, комитетам и комиссиям Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия, правительству Республики Калмыкия, Прокурору Республики Калмыкия, представительным органам местного самоуправления. Право законодательной инициативы принадлежит также Верховному суду Республики Калмыкия, Арбитражному суду Республики Калмыкия по вопросам их ведения.

Конституция Карачаево-Черкесской Республики

Статья 87

Право законодательной инициативы принадлежит депутатам Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, Президенту Карачаево-Черкесской Республики, Правительству Карачаево-Черкесской Республики, представительным органам местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики, территориальному органу Министерства юстиции Российской Федерации, прокурору Карачаево-Черкесской Республики. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Карачаево-Черкесской Республики, Верховному суду Карачаево-Черкесской Республики, Арбитражному суду Карачаево-Черкесской Республики, Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики, Уполномоченному по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике и республиканскому совету профессиональных союзов по вопросам их ведения. Законопроекты, внесенные в Народное Собрание (Парламент) Президентом Карачаево-Черкесской Республики, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

Конституция Республики Карелия

Статья 42

1. Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании Республики Карелия принадлежит депутатам Законодательного Собрания Республики Карелия, Главе Республики Карелия, Правительству Республики Карелия, представительным органам и главам муниципальных образований, Конституционному Суду Республики Карелия, прокурору Республики Карелия. Правом законодательной инициативы обладают также региональные (республиканские) общественные организации и региональные отделения (организации, комитеты) общероссийских общественных организаций в лице их высших руководящих органов. Право законодательной инициативы по вопросам выборного законодательства принадлежит также Центральной избирательной комиссии Республики Карелия.

Конституция Республики Коми

Статья 75

Право законодательной инициативы принадлежит депутатам Государственного Совета Республики Коми, комитетам Государственного Совета, Председателю Государственного Совета, Главе Республики Коми, Правительству Республики Коми, прокурору Республики Коми, Конституционному Суду Республики Коми, представительным органам муниципальных образований, межрегиональному общественному движению "Коми войтыр", членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от Государственного Совета Республики Коми и Правительства Республики Коми. Президиум, постоянные, временные комиссии Государственного Совета обладают правом законодательной инициативы по вопросам их ведения.

Конституция Республики Марий Эл

Статья 74

1. Право законодательной инициативы в Государственном Собрании Республики Марий Эл принадлежит Президенту Республики Марий Эл, депутатам Государственного Собрания Республики Марий Эл, комитетам Государственного Собрания Республики Марий Эл, Правительству Республики Марий Эл, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от Государственного Собрания Республики Марий Эл и Правительства Республики Марий Эл, представительным органам муниципальных образований. Конституционный, Верховный, Арбитражный суды республики и прокурор республики обладают правом законодательной инициативы по вопросам их ведения.

Конституция Республики Мордовия

Статья 88

1. Право законодательной инициативы в Государственном Собрании Республики Мордовия принадлежит Главе Республики Мордовия, депутатам Государственного Собрания Республики Мордовия, Совету Государственного Собрания Республики Мордовия, комитетам и комиссиям Государственного Собрания Республики Мордовия, Правительству Республики Мордовия, представительным органам местного самоуправления, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от Государственного Собрания Республики Мордовия и высшего исполнительного органа государственной власти Республики Мордовия, прокурору Республики Мордовия, Съезду мордовского народа, Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия, Совету муниципальных образований Республики Мордовия. Право законодательной инициативы принадлежит также республиканскому объединению профессиональных союзов, Верховному Суду Республики Мордовия и Арбитражному Суду Республики Мордовия по вопросам их ведения.

Конституция Республики Саха (Якутия)

Статья 62

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики Саха (Якутия), народным депутатам Республики Саха (Якутия), Правительству Республики Саха (Якутия), представительным органами местного самоуправления, региональным отделениям политических партий. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Республики Саха (Якутия) и Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия) по вопросам их ведения.

Конституция Республики Северная Осетия-Алания

Статья 76

1. Право законодательной инициативы принадлежит Главе Республики Северная Осетия-Алания, Правительству Республики Северная Осетия-Алания, депутатам Парламента Республики Северная Осетия-Алания, представительным органам местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Республики Северная Осетия-Алания, Верховному Суду Республики Северная Осетия-Алания, Арбитражному Суду Республики Северная Осетия-Алания, Прокурору Республики Северная Осетия-Алания по вопросам их ведения

Конституция Республики Татарстан

Статья 76

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики Татарстан, депутатам Государственного Совета, Президиуму и комитетам Государственного Совета, Кабинету Министров Республики Татарстан, Государственному Советнику Республики Татарстан, представительным органам местного самоуправления. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Республики Татарстан, Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан, Уполномоченному по правам человека в Республике Татарстан по вопросам их ведения.

Конституция Республики Тыва

Статья 108

1. Право законодательной инициативы принадлежит депутатам, фракциям, комитетам Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, Президенту - Председателю Правительства Республики Тыва, Правительству Республики Тыва, местным Хуралам представителей, а также группам граждан численностью не менее чем 1000 человек. Право законодательной инициативы также принадлежит Конституционному суду Республики Тыва, Верховному суду Республики Тыва, Арбитражному суду Республики Тыва, прокурору Республики Тыва, Избирательной комиссии Республики Тыва по вопросам их ведения.

Конституция Удмуртской Республики

Статья 37

1. Право законодательной инициативы в Государственном Совете Удмуртской Республики принадлежит депутатам Государственного Совета Удмуртской Республики, депутатским объединениям Государственного Совета Удмуртской Республики, постоянным комиссиям Государственного Совета Удмуртской Республики, депутатским фракциям Государственного Совета Удмуртской Республики, Президиуму Государственного Совета Удмуртской Республики, Президенту Удмуртской Республики, Правительству Удмуртской Республики, представительным органам местного самоуправления, общественным объединениям в лице их республиканских органов и не менее чем десяти тысячам граждан, проживающим на территории Удмуртской Республики. Право законодательной инициативы в Государственном Совете Удмуртской Республики принадлежит также Конституционному Суду Удмуртской Республики, Верховному Суду Удмуртской Республики, Арбитражному суду Удмуртской Республики, Прокурору Удмуртской Республики, Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики по вопросам их ведения. Правом законодательной инициативы по внесению поправок к Конституции Удмуртской Республики обладают субъекты, предусмотренные главой 10 Конституции Удмуртской Республики.

Конституция Республики Хакасия

Статья 86

Право законодательной инициативы в Верховном Совете Республики Хакасия принадлежит депутатам Верховного Совета Республики Хакасия, Председателю Правительства Республики Хакасия, и представительным органам местного самоуправления в Республике Хакасия. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Республики Хакасия, Верховному Суду Республики Хакасия, Арбитражному суду Республики Хакасия, прокурору Республики Хакасия, Избирательной комиссии Республики Хакасия, объединениям профсоюзов в лице республиканских профсоюзных органов. Съезду (Чыылыг) хакасского народа по вопросам их ведения, а также в порядке народной инициативы гражданам, проживающим на территории Республики Хакасия, при наличии не менее 5 процентов подписей граждан, обладающих избирательным правом.

Конституция Чеченской Республики

Статья 87

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Чеченской Республики, Правительству Чеченской Республики, депутатам Парламента Чеченской Республики и представительным органам местного самоуправления. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Чеченской Республики, Верховному суду Чеченской Республики, Арбитражному суду Чеченской Республики и Избирательной комиссии Чеченской Республики по вопросам их ведения.

Конституция Чувашской Республики

Статья 85

1. Право законодательной инициативы в Государственном Совете Чувашской Республики принадлежит Президенту Чувашской Республики, депутатам Государственного Совета Чувашской Республики, комитетам Государственного Совета Чувашской Республики, представительным органам муниципальных образований. Право законодательной инициативы также принадлежит Верховному Суду Чувашской Республики, Арбитражному суду Чувашской Республики, Прокурору Чувашской Республики по вопросам их ведения.

Устав (Основной Закон) Алтайского края

Статья 75

1. Право законодательной инициативы принадлежит депутатам (депутату), постоянным депутатским объединениям, постоянным комитетам и комиссиям Алтайского краевого Законодательного Собрания, Губернатору Алтайского края, представительным органам местного самоуправления, избирателям Алтайского края в количестве не менее одного процента общего их числа, представившим в Алтайское краевое Законодательное Собрание проект закона Алтайского края или иного нормативного правового акта в порядке краевой народной законодательной инициативы в соответствии со статьей 58 Устава (Основного Закона) Алтайского края. Право законодательной инициативы принадлежит также Алтайскому краевому суду, Арбитражному суду Алтайского края, Уполномоченному по правам человека в Алтайском крае, прокурору Алтайского края, Алтайскому краевому Совету профсоюзов и Избирательной комиссии Алтайского края по вопросам их ведения.

Устав Забайкальского края

Статья 49

1. Право законодательной инициативы принадлежит депутатам Законодательного Собрания края, Губернатору края, Уставному суду Забайкальского края, прокурору Забайкальского края, представительным органам муниципальных образований, Ассоциации "Совет муниципальных образований Забайкальского края", краевому объединению организаций профсоюзов. Право законодательной инициативы принадлежит также Забайкальскому краевому суду, Избирательной комиссии Забайкальского края по вопросам их ведения.

Устав Камчатского края

Статья 16

Субъекты права законодательной инициативы в Законодательном Собрании 1. Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании принадлежит Губернатору Камчатского края, депутатам Законодательного Собрания, депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избранному от Камчатского края, представительным органам местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, Камчатскому краевому суду, Арбитражному суду Камчатского края, прокурору Камчатского края, Избирательной комиссии Камчатского края, Ассоциации "Совет муниципальных образований Камчатского края", Камчатской краевой ассоциации коренных малочисленных народов Севера. Порядок осуществления права законодательной инициативы в Законодательном Собрании субъектами, указанными в абзаце первом части 1 настоящей статьи, устанавливается законом Камчатского края в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Устав Краснодарского края

Статья 55

1. Правом законодательной инициативы в Законодательное Собрание края обладают: а) депутаты Законодательного Собрания края; б) постоянные комитеты и комиссии Законодательного Собрания края; в) депутатские объединения Законодательного Собрания края; г) глава администрации (губернатор) края; д) прокурор края, председатель краевого суда, председатель краевого арбитражного суда, избирательная комиссия Краснодарского края по вопросам их компетенции; е) представительные органы местного самоуправления края; ж) краевой совет профессиональных союзов; з) депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представляющие Краснодарский край; и) не менее 100 тысяч избирателей края, подписавших надлежащим образом коллективное обращение; к) Торгово-промышленная палата Краснодарского края.

Устав Красноярского края

Статья 139

1. Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании края принадлежит депутату Собрания, группе депутатов Собрания, Губернатору края, Правительству края, гражданам в порядке народной инициативы, представительным органам муниципальных образований, Федерации профсоюзов Красноярского края — по социально-трудовым вопросам, краевой комиссии по почетным наградам и званиям — по вопросам ведения комиссии, Избирательной комиссии края — по вопросам организации и проведения краевых и местных выборов и референдумов. 2. Вносимый в Законодательное Собрание края законопроект должен быть изложен в виде правовых предписаний. 3. В одном и том же вносимом в Законодательное Собрание края законопроекте не должны содержаться предписания, касающиеся не связанных предметов регулирования. 4. Каждый вносимый в Законодательное Собрание края законопроект должен сопровождаться необходимыми обоснованиями и пояснениями.

Устав Пермского края

Статья 19

Субъекты права законодательной инициативы 1. Правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании Пермского края обладают: депутаты Законодательного Собрания Пермского края, комитеты и комиссии, депутатские объединения (фракции, депутатские группы) Законодательного Собрания Пермского края, губернатор Пермского края, Правительство Пермского края, представительные органы муниципальных образований Пермского края, главы муниципальных районов и городских округов Пермского края, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избранные на территории Пермского края; представители Пермского края в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Совет муниципальных образований Пермского края. Правительство Пермского края осуществляет право законодательной инициативы по всем вопросам, за исключением вопросов, по которым право законодательной инициативы в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом и законами Пермского края принадлежит исключительно губернатору Пермского края как высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации. Правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании Пермского края обладают: избирательная комиссия Пермского края, Уполномоченный по правам человека в Пермском крае, Контрольно-счетная палата Пермского края в пределах их компетенции, установленной законами Пермского края. Правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании Пермского края в отношении изменения положений Устава края обладают: губернатор края, не менее одной трети депутатов Законодательного Собрания, не менее одной трети представительных органов муниципальных образований. Процедура осуществления законодательной инициативы устанавливается законом Пермского края. 2. Проекты законов Пермского края, которыми предполагается осуществить нормативное правовое регулирование в соответствии с компетенцией Пермского края в области местного самоуправления, определенной федеральными законами, подлежат согласованию с органами местного самоуправления.

Устав Приморского края

Статья 30

5. Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании Приморского края принадлежит депутатам Законодательного Собрания Приморского края, комитетам Законодательного Собрания Приморского края, Губернатору Приморского края, представительным органам муниципальных образований, члену Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителю от Законодательного Собрания Приморского края, члену Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителю от Администрации Приморского края, а также прокурору Приморского края, председателю Приморского краевого суда, председателю Арбитражного суда Приморского края, Уполномоченному по правам человека в Приморском крае, Избирательной комиссии Приморского края и Федерации профсоюзов Приморского края по вопросам их ведения.

Устав (Основной закон) Ставропольского края

Статья 30

Право законодательной инициативы в Государственной Думе Ставропольского края принадлежит депутатам Государственной Думы Ставропольского края, Губернатору Ставропольского края, Правительству Ставропольского края, представительным органам местного самоуправления в Ставропольском крае, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избранным от Ставропольского края, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Ставропольского края, прокурору Ставропольского края, Ассоциации "Совет муниципальных образований Ставропольского края".

Устав Хабаровского края

Статья 31

Право законодательной инициативы в Думе 31.1. Право законодательной инициативы в Думе принадлежит депутатам Думы, постоянным комитетам Думы, Губернатору края, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от Думы и Правительства края, представительным органам муниципальных образований края, прокурору Хабаровского края, а также Хабаровскому краевому суду и Арбитражному суду Хабаровского края по вопросам, отнесенным к их компетенции. 31.2 Порядок реализации права законодательной инициативы определяется краевым законом.

Устав (Основной Закон) Амурской области

Статья 78

3. Законопроекты вносятся в Законодательное Собрание: депутатами Законодательного Собрания индивидуально или совместно; депутатскими группами и фракциями; комитетами Законодательного Собрания; губернатором области; Правительством области - по вопросам бюджета области и бюджетного процесса области; представительными органами муниципальных образований; избирательной комиссией области - по вопросам проведения выборов и референдумов; на основе народной правотворческой инициативы в порядке, предусмотренном настоящим Уставом.

Устав Архангельской области

Статья 33

Принятие и вступление в силу областных законов 1. Право внесения проектов областных законов и постановлений областного Собрания в порядке законодательной инициативы в областное Собрание имеют депутаты областного Собрания, Губернатор Архангельской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, законодательный (представительный) орган государственной власти Ненецкого автономного округа, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представители от областного Собрания и Правительства Архангельской области, также по вопросам их ведения - Архангельский областной суд, Арбитражный суд Архангельской области, прокуратура Архангельской области, уполномоченный по правам человека в Архангельской области, избирательная комиссия Архангельской области, областные объединения профессиональных союзов.

Устав Астраханской области

Статья 32

1. Право законодательной инициативы в Государственной Думе Астраханской области принадлежит Губернатору Астраханской области, депутатам Государственной Думы Астраханской области и представительным органам местного самоуправления Астраханской области. Астраханский областной суд, Арбитражный суд Астраханской области и прокурор Астраханской области обладают правом законодательной инициативы по вопросам их ведения. 2. Законодательная инициатива может быть также осуществлена не менее чем одной тысячью граждан, проживающих в Астраханской области и обладающих активным избирательным правом. Граждане осуществляют законодательную инициативу путем внесения в Государственную Думу Астраханской области предложений для рассмотрения на ее заседании. Форма подписного листа в поддержку законодательной инициативы утверждается Государственной Думой Астраханской области. Предложения, оформленные в порядке законодательной инициативы, рассматриваются Государственной Думой Астраханской области не позднее одного месяца со дня их регистрации

Устав Белгородской области

Статья 30

1. Правом законодательной инициативы в Белгородской областной Думе обладают Губернатор Белгородской области, депутаты Белгородской областной Думы, Правительство Белгородской области, представительные органы муниципальных образований в Белгородской области, общероссийские, межрегиональные и региональные общественные объединения, а также избирательная комиссия Белгородской области по вопросам своего ведения

Устав Брянской области

Статья 49

1. Право законодательной инициативы принадлежит Совету Брянской областной Думы, постоянным комитетам и комиссиям Брянской областной Думы, депутатам Брянской областной Думы, фракциям, иным депутатским объединениям в Брянской областной Думе, Губернатору Брянской области, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Брянской областной Думы и от администрации Брянской области, Контрольно-счетной палате Брянской области по вопросам ее ведения, Уполномоченному по правам человека в Брянской области по вопросам, отнесенным законом Брянской области к его компетенции, прокурору Брянской области и управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области по вопросам, отнесенным федеральными законами к их полномочиям, представительным органам муниципальных образований в Брянской области. Право законодательной инициативы принадлежит также не менее чем трем тысячам граждан Российской Федерации, обладающих в соответствии с Федеральным законом активным избирательным правом при выборах в органы государственной власти Брянской области, представивших в Брянскую областную Думу проект закона в порядке народной законодательной инициативы, избирательной комиссии Брянской области по вопросам ее ведения, федерации профсоюзов Брянской области и отраслевым объединениям профсоюзов, объединяющим не менее трех тысяч членов профсоюза, - по вопросам социально-трудовой сферы, Общественной палате Брянской области.

Устав Владимирской области

Статья 17

1. Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании принадлежит депутатам Законодательного Собрания, Губернатору, представительным органам местного самоуправления муниципальных образований области, прокурору области, фракциям в Законодательном Собрании.

Устав (Основной закон) Волгоградской области

Статья 32

1. Право законодательной инициативы в Волгоградской областной Думе принадлежит депутатам областной Думы, администрации Волгоградской области, главе администрации области, представительным органам местного самоуправления, председателям областного суда и областного арбитражного суда, прокурору области, руководителю Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области, руководителю управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волгоградской области по вопросам их ведения, контрольно-счетной палате Волгоградской области, Волгоградскому областному совету профессиональных союзов, гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Волгоградской области, в порядке осуществления права законодательной инициативы, членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избранным от Волгоградской области, Ассоциации "Совет муниципальных образований Волгоградской области".

Устав Вологодской области

Статья 51

Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании области принадлежит: Губернатору области; депутатам Законодательного Собрания области; представительным органам муниципальных образований области; членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от Законодательного Собрания области и Правительства области; прокурору области.

Устав Воронежской области

Статья 34

1. Правом законодательной инициативы в Воронежской областной Думе обладают депутаты Воронежской областной Думы, губернатор Воронежской области, представительные органы муниципальных образований, прокурор Воронежской области, Избирательная комиссия Воронежской области по вопросам избирательного законодательства и избирательной системы в Воронежской области, Контрольно-счетная палата Воронежской области - при принятии закона Воронежской области об областном бюджете, избиратели Воронежской области в случае, установленном частью 1 статьи 82 настоящего Устава Воронежской области. Право законодательной инициативы в Воронежской областной Думе принадлежит также Уставному суду Воронежской области, Воронежскому областному суду, Арбитражному суду Воронежской области по вопросам их компетенции, Торгово-промышленной палате Воронежской области по вопросам экономики и внешнеэкономических связей, Союзу сельскохозяйственных товаропроизводителей Воронежской области по вопросам сельского хозяйства.

Устав Ивановской области

Статья 66

1. Право законодательной инициативы в Ивановской областной Думе принадлежит депутату (депутатам) Ивановской областной Думы, комитетам и фракциям Ивановской областной Думы, Губернатору Ивановской области, представительным органам местного самоуправления, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от Ивановской областной Думы и Правительства Ивановской области, прокурору Ивановской области, Избирательной комиссии Ивановской области. 2. Законопроекты, внесенные в Ивановскую областную Думу Губернатором Ивановской области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

Устав Иркутской области

Статья 53

1. Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании Иркутской области принадлежит: 1) депутату Законодательного Собрания Иркутской области; 2) Губернатору Иркутской области; 3) представительным органам муниципальных образований Иркутской области; 4) главам муниципальных образований Иркутской области; 5) зарегистрированным на территории Иркутской области региональным отделениям политических партий, имеющим фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и (или) в Законодательном Собрании Иркутской области; 6) членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от Законодательного Собрания Иркутской области и Правительства Иркутской области; 7) прокурору Иркутской области; 8) Иркутскому областному суду; 9) Арбитражному суду Иркутской области; 10) гражданам, проживающим на территории Иркутской области, - в порядке реализации народной правотворческой инициативы. 2. Право законодательной инициативы также принадлежит: 1) Избирательной комиссии Иркутской области - по вопросам выборов и референдумов, организации и деятельности Избирательной комиссии Иркутской области, территориальных избирательных комиссий Иркутской области; 2) Уполномоченному по правам человека в Иркутской области - по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты прав национальных меньшинств, организации и деятельности Уполномоченного по правам человека в Иркутской области; 3) областным объединениям профессиональных союзов в лице их областных выборных коллегиальных органов управления - по вопросам трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, а также социальной защиты, включая социальное обеспечение.

Устав Калининградской области

Статья 21

1. Правом законодательной инициативы в Калининградской областной Думе наделены: 1) Губернатор Калининградской области, депутат Калининградской областной Думы, группа депутатов Калининградской областной Думы, постоянные комитеты Калининградской областной Думы, Правительство Калининградской области, представительные органы местного самоуправления, Общественная палата Калининградской области, Ассоциация "Совет муниципальных образований Калининградской области", прокурор Калининградской области, Калининградское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России"; 2) Уставный Суд Калининградской области, Избирательная комиссия Калининградской области, Уполномоченный по правам человека в Калининградской области - по вопросам их ведения; 3) граждане Российской Федерации, проживающие на территории Калининградской области и реализующие право гражданской законодательной инициативы в порядке, установленном законом Калининградской области. 2. Порядок реализации права законодательной инициативы в Калининградской областной Думе определяется законом Калининградской области.

Устав Калужской области

Статья 43

2. Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании Калужской области принадлежит: а) депутату или группе депутатов Законодательного Собрания Калужской области; б) постоянным комитетам Законодательного Собрания Калужской области и постоянным комиссиям Законодательного Собрания Калужской области; в) фракциям в Законодательном Собрании Калужской области; г) Губернатору Калужской области; д) Правительству Калужской области; е) членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от Законодательного Собрания Калужской области и Правительства Калужской области; ж) прокуратуре Калужской области; з) Калужскому областному суду; и) Совету (Ассоциации) муниципальных образований Калужской области; к) представительным органам местного самоуправления; л) Избирательной комиссии Калужской области по вопросам выборов в органы государственной власти Калужской области, органы местного самоуправления, по вопросам референдума Калужской области, местного референдума, а также по иным вопросам, входящим в компетенцию Избирательной комиссии Калужской области; м) Контрольно-счетной палате Калужской области по вопросам бюджетного законодательства Калужской области; н) Уполномоченному по правам человека в Калужской области по вопросам своей компетенции. Условия, порядок внесения и рассмотрения законодательной инициативы в Законодательном Собрании Калужской области устанавливается федеральным законодательством, настоящим Уставом, законами Калужской области и Регламентом Законодательного Собрания Калужской области.

Устав Кемеровской области

Статья 12

1. Право законодательной инициативы в Совете народных депутатов Кемеровской области принадлежит Губернатору Кемеровской области, депутатам Совета народных депутатов Кемеровской области, представительным органам местного самоуправления, избирательной комиссии Кемеровской области, Кемеровскому областному суду, Арбитражному суду Кемеровской области, прокурору Кемеровской области, уполномоченному по правам человека в Кемеровской области, совету муниципальных образований Кемеровской области. (п. 1 в ред. Закона Кемеровской области от 12.07.2006 N 106-ОЗ) 2. Законопроекты, внесенные в Совет народных депутатов Кемеровской области Губернатором Кемеровской области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

Устав Кировской области

Статья 48

1. Право законодательной инициативы (внесение законопроектов в Законодательное Собрание области) принадлежит: депутатам Законодательного Собрания области; Контрольно-счетной палате области; Губернатору области; Правительству области; представительным органам муниципальных образований; областному суду и арбитражному суду области по вопросам их ведения; прокурору области по вопросам его полномочий; Избирательной комиссии области по вопросам избирательного права и избирательного процесса; гражданам Российской Федерации, зарегистрированным в органах регистрационного учета граждан на территории области при наличии подписей, собранных в порядке, предусмотренном законом области о референдуме; Уполномоченному по правам человека в Кировской области по вопросам его компетенции.

Устав Костромской области

Статья 26

Право законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации принадлежит областной Думе, членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Костромской области. Право законодательной инициативы в Костромской областной Думе принадлежит депутатам областной Думы, постоянным комиссиям областной Думы, главе администрации области, представительным (выборным) органам местного самоуправления муниципальных образований, федерации профессиональных союзов Костромской области, организациям и отделениям общероссийских, межрегиональных общественных объединений, областным (региональным) общественным объединениям, зарегистрированным и действующим на территории области в соответствии с федеральным и областным законодательством, гражданам, собравшим подписи не менее пяти тысяч жителей области, обладающих избирательным правом, а также областному суду, арбитражному суду Костромской области, прокурору области, избирательной комиссии Костромской области по вопросам их ведения. Проекты законов, поступившие от субъектов законодательной инициативы подлежат рассмотрению областной Думы в соответствии с законодательством области.

Устав Курганской области

Статья 96

Право законодательной инициативы в областной Думе принадлежит депутатам, комитетам и комиссиям Курганской областной Думы, Губернатору Курганской области, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от Курганской областной Думы и Правительства Курганской области, представительным органам местного самоуправления, прокурору Курганской области, а также Избирательной комиссии Курганской области в сфере законодательства о выборах и референдумах. Законопроекты, внесенные в областную Думу Губернатором Курганской области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

Устав Курской области

Статья 36

1. Право законодательной инициативы в Курской областной Думе принадлежит депутатам Курской областной Думы, Губернатору Курской области, представительным органам местного самоуправления, Курскому областному суду, Арбитражному суду Курской области, прокурору Курской области, территориальному органу Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области, общественной организации "Федерация профсоюзных организаций Курской области". 2. Законопроекты и проекты иных нормативных правовых актов вносятся в Курскую областную Думу. 3. Законопроекты и проекты иных нормативных правовых актов, внесенные в Курскую областную Думу Губернатором Курской области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

Устав Ленинградской области

Статья 31

1. Право законодательной инициативы в Законодательном собрании Ленинградской области принадлежит депутатам Законодательного собрания Ленинградской области, Губернатору Ленинградской области, Избирательной комиссии Ленинградской области, представительным органам местного самоуправления, прокурору Ленинградской области, председателю Ленинградского областного суда по вопросам его ведения. 2. Проекты областных законов, внесенные Губернатором Ленинградской области в Законодательное собрание Ленинградской области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

Устав Липецкой области

Статья 29

5. Субъектами права законодательной инициативы в областном Совете являются: депутаты и комитеты областного Совета, глава администрации области, администрация области, представительные органы местного самоуправления, члены Совета Федерации Федерального Собрания - представители областного Совета и администрации области, прокурор области, председатель областного суда, председатель арбитражного суда области, начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области, а также группа избирателей, проживающих на территории области, численностью не менее 2-х процентов от общей численности избирателей области. Законопроекты, внесенные в областной Совет главой администрации области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке, но не позднее двух месяцев со дня поступления их в областной Совет. Порядок внесения и рассмотрения законодательной инициативы в областном Совете определяется законом области и Регламентом областного Совета.

Устав Магаданской области

Статья 58

1. Право законодательной инициативы в Магаданской областной Думе принадлежит депутатам Магаданской областной Думы, губернатору Магаданской области, председателю Магаданской областной Думы, постоянным депутатским комиссиям Магаданской областной Думы, комиссии по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, представительным органам муниципальных образований, мэру города Магадана и главам муниципальных районов, главам муниципальных образований (поселений), на территории которых не сформированы представительные органы местного самоуправления. Право законодательной инициативы также принадлежит Магаданскому областному суду, Арбитражному суду Магаданской области, Уставному Суду Магаданской области, в лице их председателей, прокурору Магаданской области, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность на территории Магаданской области, Избирательной комиссии Магаданской области, Контрольно-счетной палате Магаданской области, Объединению организаций профсоюзов Магаданской области по предметам их ведения, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от Магаданской областной Думы и администрации Магаданской области, Президиуму Ассоциации "Совет муниципальных образований Магаданской области" по вопросам ее ведения, а также гражданам, относящимся к проживающим на территории Магаданской области коренным малочисленным народам Севера, в лице их уполномоченного представителя в Магаданской областной Думе по вопросам организации и обеспечения защиты их исконной среды обитания и традиционного образа жизни; а также гражданам, проживающим на территории Магаданской области в порядке, установленном законом. 2. Проекты законов, внесенные в Магаданскую областную Думу губернатором Магаданской области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

Устав Московской области

Статья 42

7. Правом законодательной инициативы в Московской областной Думе обладают: а) депутаты Московской областной Думы; а1) фракции в Московской областной Думе; а2) органы Московской областной Думы, в состав которых входят депутаты Московской областной Думы; а3) член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представитель в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Московской областной Думы; б) губернатор Московской области; б1) член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представитель в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Правительства Московской области; в) Уполномоченный по правам человека в Московской области по вопросам своего ведения; г) Уставный суд Московской области; д) представительные органы муниципальных образований Московской области; д1) Совет муниципальных образований Московской области; е) прокурор Московской области; ж) избирательная комиссия Московской области. Избирательная комиссия Московской области обладает правом законодательной инициативы исключительно по вопросам, связанным с регулированием назначения, подготовки и порядка проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления Московской области, порядка проведения референдума Московской области, местного референдума в Московской области, а также по вопросам, связанным с деятельностью избирательной комиссии Московской области. 8. Законопроекты, внесенные в Московскую областную Думу Губернатором Московской области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

Устав Мурманской области

Статья 60

1. Право законодательной инициативы в областной Думе принадлежит Губернатору области, депутатам областной Думы, представительным органам муниципальных образований, а также Мурманскому областному суду, Арбитражному суду Мурманской области, Избирательной комиссии Мурманской области, Контрольносчетной палате Мурманской области по вопросам их ведения, прокурору Мурманской области в пределах его компетенции. Уставом и законами Мурманской области может устанавливаться особый порядок осуществления права законодательной инициативы. 2. Проекты законов Мурманской области могут быть внесены в областную Думу в порядке народной законотворческой инициативы, осуществляемой в соответствии с законом Мурманской области. 3. Законопроекты, внесенные в областную Думу Губернатором области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

Устав Нижегородской области

Статья 48

1. Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании принадлежит депутатам Законодательного Собрания, комитетам (комиссиям), фракциям в Законодательном Собрании, Губернатору, членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Нижегородской области, представительным органам местного самоуправления, а также имеющим активное избирательное право жителям области в количестве не менее десяти тысяч человек. Право законодательной инициативы по вопросам их ведения принадлежит также Нижегородскому областному суду, Арбитражному суду Нижегородской области, прокурору Нижегородской области, избирательной комиссии Нижегородской области, Уполномоченному по правам человека в Нижегородской области и иным лицам в соответствии с федеральным законом. 2. Законопроекты, внесенные Губернатором в порядке законодательной инициативы, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

Устав Новгородской области

Статья 34

1. Право законодательной инициативы в областной Думе, кроме случаев, указанных в пункте 3 статьи 54 настоящего Устава области, принадлежит депутатам областной Думы, Губернатору Новгородской области, Администрации Новгородской области (по внесению проекта областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) и проекта областного закона о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда), представительным органам муниципальных образований Новгородской области, прокуратуре Новгородской области, Новгородскому областному суду, арбитражному суду Новгородской области, Избирательной комиссии Новгородской области (по вопросам подготовки и проведения выборов и референдумов). 2. Законопроекты, исходящие от иных органов, организаций, граждан могут быть внесены в областную Думу субъектами права законодательной инициативы, указанными в пункте 1 настоящей статьи. 3. Законопроекты, внесенные в областную Думу Губернатором Новгородской области, рассматриваются областной Думой по его предложению в первоочередном порядке.

Устав Новосибирской области

Статья 38

1. Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании Новосибирской области, за исключением случаев, установленных статьей 66 настоящего Устава, принадлежит Губернатору Новосибирской области, депутатам Законодательного Собрания Новосибирской области, комитетам Законодательного Собрания Новосибирской области, представительным органам муниципальных образований, прокурору Новосибирской области. Право законодательной инициативы принадлежит также Уставному суду Новосибирской области, Новосибирскому областному суду по вопросам их ведения. 2. Законопроекты вносятся в Законодательное Собрание Новосибирской области в соответствии с требованиями законодательства Новосибирской области и Регламента Законодательного Собрания Новосибирской области. 3. Законопроекты, внесенные в Законодательное Собрание Новосибирской области Губернатором Новосибирской области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

Устав (Основной Закон) Омской области

Статья 40

1. Право законодательной инициативы принадлежит: 1) гражданам Российской Федерации, проживающим в Омской области и обладающим активным избирательным правом в соответствии с федеральным законом. Проект областного закона, поддержанный 25 тысячами указанных граждан, подлежит обязательному рассмотрению Законодательным Собранием Омской области; 2) депутатам и комитетам Законодательного Собрания Омской области; 3) Губернатору Омской области; 3.1) Правительству Омской области в случаях, предусмотренных федеральным законом; 3.2) прокуратуре Омской области; 4) представительным органам местного самоуправления Омской области. 2. Предложение о внесении поправок в Устав (Основной Закон) Омской области направляется в Законодательное Собрание Омской области в форме проекта областного закона. Предложение о внесении поправок в Устав (Основной Закон) Омской области могут вносить: 1) граждане Российской Федерации, проживающие в Омской области и обладающие активным избирательным правом в соответствии с федеральным законом, собравшие в поддержку своего предложения не менее 50000 подписей; 2) группа численностью не менее одной пятой от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Омской области; 3) Губернатор Омской области. 3. Проекты областных законов вносятся в Законодательное Собрание Омской области. Проекты областных законов, внесенные Губернатором Омской области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

Устав Оренбургской области

Статья 37

1. Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании принадлежит депутатам, комитетам и комиссиям Законодательного Собрания, Губернатору Оренбургской области, представительным органам местного самоуправления, главам муниципальных районов и городских округов, исполняющим полномочия главы местной администрации, Совету (ассоциации) муниципальных образований Оренбургской области, Избирательной комиссии Оренбургской области, Счетной палате Оренбургской области, Общественной палате Оренбургской области, профессиональным союзам. Право законодательной инициативы принадлежит также Оренбургскому областному суду, Арбитражному суду Оренбургской области, прокуратуре Оренбургской области по вопросам их ведения.

Устав (Основной Закон) Орловской области

Статья 62

1. Право законодательной инициативы в областном Совете народных депутатов принадлежит губернатору области, депутатам областного Совета народных депутатов, Президиуму, комитетам, фракциям и депутатским группам областного Совета народных депутатов, представительным органам местного самоуправления, расположенным на территории области. Право законодательной инициативы по вопросам их ведения принадлежит также областному суду, областному арбитражному суду, прокурору области, территориальному органу Министерства юстиции Российской Федерации, избирательной комиссии области.

Устав Пензенской области

Статья 21

2. Правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании обладают: население Пензенской области при наличии не менее 5 тысяч подписей избирателей, Председатель и депутаты Законодательного Собрания, Губернатор Пензенской области, Правительство Пензенской области, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представители от Законодательного Собрания Пензенской области и Правительства Пензенской области, Пензенский областной суд, арбитражный суд Пензенской области, прокуратура Пензенской области, Приволжская транспортная прокуратура, главный федеральный инспектор по Пензенской области, представительные органы муниципальных образований. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Пензенской области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета Пензенской области, рассматриваются Законодательным Собранием Пензенской области по представлению Губернатора Пензенской области либо при наличии его заключения. Данное заключение представляется в Законодательное Собрание в течение двадцати календарных дней со дня поступления соответствующего законопроекта на рассмотрение Губернатора Пензенской области.

Устав Псковской области

Статья 64

Право законодательной инициативы принадлежит комитетам областного Собрания, депутатам областного Собрания, Губернатору области, прокуратуре Псковской области, представительным органам муниципальных образований, главам муниципальных образований, а также избирательной комиссии области, Псковскому областному суду, Арбитражному суду Псковской области по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в областное Собрание в порядке, установленном Регламентом областного Собрания.

Устав Ростовской области

Статья 46

1. Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании Ростовской области принадлежит депутатам Законодательного Собрания Ростовской области, Главе Администрации (Губернатору) Ростовской области, Администрации Ростовской области, прокурору Ростовской области, представительным органам муниципальных образований, главам муниципальных образований, совету федерации профсоюзов Ростовской области. Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании Ростовской области принадлежит также Ростовскому областному суду, Арбитражному суду Ростовской области, Избирательной комиссии Ростовской области по вопросам их ведения. Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании Ростовской области осуществляется в порядке, установленном настоящим Уставом, иными областными законами и Регламентом Законодательного Собрания Ростовской области

Устав Рязанской области

Статья 67

1. Право законодательной инициативы в Рязанской областной Думе принадлежит депутатам Рязанской областной Думы, комитетам Рязанской областной Думы, Губернатору Рязанской области, представительным органам местного самоуправления. 2. Право законодательной инициативы по вопросам их ведения принадлежит также Рязанскому областному суду, Арбитражному суду Рязанской области, прокурору Рязанской области, Избирательной комиссии Рязанской области, Рязанскому областному объединению организаций профсоюзов.

Устав Самарской области

Статья 77

Право законодательной инициативы в Самарской Губернской Думе принадлежит депутатам Самарской Губернской Думы, комитетам и комиссиям Самарской Губернской Думы, депутатским группам и фракциям, Совету Самарской Губернской Думы, Губернатору Самарской области, Правительству Самарской области, членам Совета Федерации Федерального Собрания -представителям от Самарской области, главам муниципальных образований в Самарской области, представительным органам муниципальных образований в Самарской области, региональным общественным объединениям, зарегистрированным в установленном законом порядке на территории Самарской области. Право законодательной инициативы в Самарской Губернской Думе принадлежит также Самарскому областному суду, Арбитражному суду Самарской области, Уставному суду Самарской области, прокурору Самарской области, Избирательной комиссии Самарской области, Уполномоченному по правам человека в Самарской области, общественной палате Самарской области. Законопроекты, внесенные на рассмотрение Самарской Губернской Думы Губернатором Самарской области в порядке реализации права законодательной инициативы, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

Устав Саратовской области

Статья 68

Право законодательной инициативы в областной Думе принадлежит депутатам областной Думы, Губернатору области, Правительству области, представительным органам местного самоуправления, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от Саратовской областной Думы и исполнительного органа государственной власти области. Право законодательной инициативы принадлежит также Саратовскому областному суду, арбитражному суду Саратовской области, прокурору Саратовской области, Уполномоченному по правам человека в Саратовской области, Уполномоченному по правам ребенка в Саратовской области, избирательной комиссии Саратовской области, Общественной палате Саратовской области, Федерации профсоюзных организаций Саратовской области по вопросам их ведения.

Устав Сахалинской области

Статья 47

Право законодательной инициативы в Сахалинской областной Думе принадлежит депутатам Сахалинской областной Думы, Губернатору Сахалинской области, представительным органам местного самоуправления. Право законодательной инициативы принадлежит также прокурору Сахалинской области, Сахалинскому областному суду, Арбитражному суду Сахалинской области, избирательной комиссии Сахалинской области, представителю коренных малочисленных народов Севера при Сахалинской областной Думе по вопросам их ведения, а также областным объединениям профсоюзов по вопросам, затрагивающим трудовые и иные социально-экономические права и интересы населения Сахалинской области.

Устав Свердловской области

Статья 66

1. Право законодательной инициативы принадлежит палатам Законодательного Собрания Свердловской области, губернатору Свердловской области, депутатам палат Законодательного Собрания Свердловской области, Правительству Свердловской области, Уставному Суду Свердловской области, Свердловскому областному суду, Свердловскому областному арбитражному суду, Прокурору Свердловской области, органам местного самоуправления. Законодательная инициатива может быть также осуществлена не менее чем десятью тысячами проживающих в области граждан, обладающих избирательным правом. 2. Законопроекты вносятся в Областную Думу Законодательного Собрания. Законопроекты, вносимые в порядке законодательной инициативы Губернатором Свердловской области, по его предложению рассматриваются Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области в первоочередном порядке.

Устав Смоленской области

Статья 26

1. Право законодательной инициативы в Смоленской областной Думе принадлежит депутатам Смоленской областной Думы, Губернатору Смоленской области, представительным органам муниципальных образований, прокурору Смоленской области, избирательной комиссии Смоленской области по вопросам ее ведения, Уполномоченному по правам человека в Смоленской области. Законодательная инициатива может быть осуществлена в порядке, установленном областными законами, не менее чем 10 тысячами граждан Российской Федерации, проживающих на территории Смоленской области, обладающих активным избирательным правом.

Устав Тамбовской области

Статья 55

8. Субъектами права законодательной инициативы в областной Думе являются депутаты, комитеты и депутатские объединения областной Думы, глава администрации области, представительные органы местного самоуправления области, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представители от областной Думы и администрации области. Право законодательной инициативы принадлежит также прокурору области, областному суду, областному арбитражному суду, территориальному органу Министерства юстиции Российской Федерации в Тамбовской области, областной избирательной комиссии, областному объединению организаций профсоюзов, Ассоциации "Совет муниципальных образований Тамбовской области", Уполномоченному по правам человека в Тамбовской области, Уполномоченному по правам ребенка в Тамбовской области по вопросам их ведения, а также гражданам, проживающим на территории области, в соответствии с частью первой статьи 48 настоящего Устава. Порядок реализации законодательной инициативы в областной Думе определяется законом области. 9. Законопроекты, внесенные в областную Думу главой администрации области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

Устав Тверской области

Статья 100

Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании принадлежит постоянному комитету Законодательного Собрания, депутатской фракции, группе депутатов Законодательного Собрания, депутату Законодательного Собрания, Губернатору, представительным органам местного самоуправления, главам муниципальных образований, избирательной комиссии Тверской области Прокурору Тверской области, Уполномоченному по правам человека в Тверской области, Общественной палате Тверской области, а в случаях, установленных федеральным законом, - Администрации Тверской области.

Устав (Основной Закон) Томской области

Статья 63

5. Субъектами права законодательной инициативы в Государственной Думе Томской области являются: депутаты Государственной Думы Томской области, Губернатор Томской области, представительные органы муниципальных образований, Контрольная палата Государственной Думы Томской области, Молодежный парламент Томской области, прокурор Томской области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области, Томский областной суд, Арбитражный суд Томской области, Избирательная комиссия Томской области, Федерация профсоюзных организаций Томской области, а также население области от имени не менее чем одного процента от числа граждан, обладающих избирательным правом. Порядок реализации законодательной инициативы в Думе определяется Государственной Думой Томской области. 6. Законопроекты, внесенные в Государственную Думу Томской области Губернатором Томской области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

Устав Тульской области

Статья 19

1. Право законодательной инициативы в областной Думе принадлежит депутатам областной Думы, депутатским комитетам, губернатору области, лицу, официально его замещающему, прокурору области, представительным органам муниципальных образований. Право законодательной инициативы принадлежит также избирательной комиссии области, Тульскому областному суду и Арбитражному суду Тульской области по вопросам их ведения, общественной организации "Тульская федерация профсоюзов" - по вопросам, касающимся социально - трудовой сферы. 2. Законопроекты, внесенные в областную Думу губернатором области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

Устав Тюменской области

Статья 34

1. Правом законодательной инициативы в областной Думе обладают ее депутаты, комитеты областной Думы, депутатские фракции, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представители от Тюменской областной Думы и от исполнительного органа государственной власти Тюменской области, Уставный суд, Губернатор области, Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа, губернаторы автономных округов, выборные органы местного самоуправления, а также прокурор области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области, областной суд, арбитражный суд области, Счетная палата области, Избирательная комиссия области в пределах их ведения. 2. Проекты правовых актов, подготовленные в порядке законодательной инициативы, перед вынесением их на заседание областной Думы рассматриваются в комитетах и постоянных комиссиях областной Думы.

Устав Ульяновской области

Статья 15

1. Право законодательной инициативы в Законодательном собрании Ульяновской области принадлежит губернатору Ульяновской области, депутатам Законодательного собрания Ульяновской области, правительству Ульяновской области, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от Законодательного Собрания Ульяновской области и Правительства Ульяновской области, избирательной комиссии Ульяновской области, представительным органам муниципальных образований Ульяновской области, Совету муниципальных образований Ульяновской области, Общественной палате Ульяновской области, а также прокурору Ульяновской области. 2. Проекты законов Ульяновской области вносятся в Законодательное собрание Ульяновской области в порядке, определенном федеральным законом, настоящим Уставом и Регламентом Законодательного собрания Ульяновской области. 3. Проекты законов Ульяновской области, внесенные в Законодательное собрание Ульяновской области губернатором Ульяновской области, правительством Ульяновской области, рассматриваются по их предложениям в первоочередном порядке.

Устав Челябинской области

Статья 46

1. Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании принадлежит депутатам Законодательного Собрания, Губернатору области, Правительству области в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и Челябинской области, Челябинскому областному суду, Арбитражному суду Челябинской области, прокурору Челябинской области, представительным органам муниципальных образований, Контрольно-счетной палате Челябинской области, а также избирательной комиссии Челябинской области по вопросам ее ведения. 2. Законопроекты вносятся в Законодательное Собрание в установленном регламентом Законодательного Собрания порядке. 3. Законопроекты, внесенные в Законодательное Собрание Губернатором области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке

Устав Ярославской области

Статья 69

Право законодательной инициативы в Ярославской областной Думе есть право внесения в Ярославскую областную Думу проектов законов Ярославской области (законопроектов), изменений и дополнений (поправок) к ним. Право законодательной инициативы в Ярославской областной Думы принадлежит: - депутатам Ярославской областной Думы, в том числе депутатским объединениям (фракциям); - Губернатору Ярославской области; - представительным органам и главам муниципальных образований Ярославской области; - Избирательной комиссии Ярославской области по вопросам, входящим в ее компетенцию; - гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Ярославской области, в порядке осуществления народной правотворческой инициативы; - прокурору Ярославской области. Законопроекты, внесенные в Ярославскую областную Думу Губернатором Ярославской области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

Устав города Москвы

Статья 36

1. Право законодательной инициативы принадлежит депутатам, комиссиям Московской городской Думы и фракциям в Московской городской Думе, Мэру Москвы, Прокурору города Москвы, представителю от Московской городской Думы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представительным органам местного самоуправления, а также гражданам, реализующим право гражданской законодательной инициативы в порядке, установленном законом города Москвы. Право законодательной инициативы в Московской городской Думе принадлежит также Председателю Московского городского суда, Председателю Арбитражного суда города Москвы, Уставному суду города Москвы, Уполномоченному по правам человека в городе Москве по вопросам их ведения.

Устав Санкт-Петербурга

Статья 31

1. Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга - право внесения на рассмотрение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга проектов законов Санкт-Петербурга - принадлежит депутатам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, объединениям депутатов (фракциям) Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и органам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Губернатору Санкт-Петербурга, члену Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителю от Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и члену Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителю от Правительства Санкт-Петербурга, прокуратуре Санкт-Петербурга, представительным органам местного самоуправления, почетным гражданам Санкт-Петербурга, являющимся гражданами Российской Федерации и проживающим на территории Санкт-Петербурга. 2. Право законодательной инициативы осуществляется в порядке, установленном Регламентом заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

Устав Еврейской автономной области

Статья 19

5. Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании области принадлежит депутатам Законодательного Собрания области, губернатору области, правительству области в соответствии с бюджетным законодательством, депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от политической партии, список которой был допущен к распределению депутатских мандатов от региональной группы кандидатов, в которую входит область, представителям в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от законодательного и исполнительного органов государственной власти области, областной федерации профсоюзов, представительным органам муниципальных образований области, группе граждан численностью не менее двух тысяч человек, проживающих на территории области, прокурору области, а также суду области, арбитражному суду области, избирательной комиссии области, Контрольно-счетной палате области по вопросам их ведения.

Устав Ненецкого автономного округа

Статья 29

1. Право законодательной инициативы в Собрании депутатов принадлежит депутату окружного Собрания, Право законодательной инициативы в Собрании депутатов принадлежит депутату окружного Собрания, главе Администрации округа, представительным органам местного самоуправления, прокуратуре Ненецкого автономного округа. Право законодательной инициативы по вопросам их ведения принадлежит избирательной комиссии Ненецкого автономного округа, суду Ненецкого автономного округа, а также ассоциации ненецкого народа "Ясавэй".

Устав Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Статья 49

1. Право законодательной инициативы принадлежит депутату Думы автономного округа, группе депутатов Думы автономного округа, в том числе фракциям, комиссиям Думы автономного округа, Ассамблее представителей коренных малочисленных народов Севера, Губернатору автономного округа, Правительству автономного округа, прокурору автономного округа, органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, а также в порядке народной инициативы гражданам, проживающим на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, обладающим избирательным правом, при наличии не менее двадцати тысяч подписей

Устав Чукотского автономного округа

Статья 62

1. Право законодательной инициативы в Думе автономного округа принадлежит депутатам Думы автономного округа, Губернатору автономного округа, представительным органам местного самоуправления автономного округа, Правительству автономного округа, главе муниципального образования автономного округа, Суду автономного округа, Арбитражному суду автономного округа, прокурору автономного округа, Избирательной комиссии автономного округа, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти автономного округа, общественным объединениям, находящимся на территории автономного округа.

Устав (Основной закон) Ямало-Ненецкого автономного округа

Статья 25

2. Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании автономного округа принадлежит депутатам Законодательного Собрания автономного округа, комитетам и депутатским объединениям Законодательного Собрания автономного округа, Губернатору автономного округа, Правительству автономного округа, представительным органам муниципальных образований в автономном округе. По вопросам собственной компетенции правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании автономного округа обладают также председатель Суда автономного округа, председатель Арбитражного суда автономного округа, председатель Уставного суда автономного округа, прокурор автономного округа, председатель Счетной палаты автономного округа, Избирательная комиссия автономного округа. 3. Законопроекты, внесенные в Законодательное Собрание автономного округа Губернатором автономного округа, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.